ТРЦ «COLOMBO»
г. Лиссабон. В чём его уникальность?
Автор: Антон Реутов
Это один из торговых центров, который я посмотрел во время своей поездки в Лиссабон.
Ниже мои фотографии и комментарии.
Специалистам по недвижимости будет интересно посмотреть на торговый центр, которому уже 24 года!
Да, такие долгожители есть на рынке. И они приносят требуемый доход своим инвесторам.
В конце статьи - цифры, по трафику, доходности и прочему.
Итак, краткая информация по ТРЦ:

  • Дата открытия: сентябрь 1997
  • GLA: 114 833 кв.м.
  • Кол-во магазинов: 342
  • Паркинг: 6326 м/м
  • Владельцы: Sierra Fund (50%) / CBRE Global Investors (50%)
1) Первое, на что я обратил свое внимание, зайдя в торговый центр, это обилие света и зелени. Живые цветы и деревья придают пространству из стекла и бетона немного комфорта и дружелюбности.
2) Второе, что отмечаешь, это удобная навигация. Кстати, зонирование в ТРЦ сделано как по учебнику: якоря расположены на внешней орбите, а галерея и переходы расположены в центре. Якорей здесь много. Перечислю только некоторых:

  • Continente
  • H&M
  • Worten
  • Sport Zone
  • C&A
  • Zara
  • Bershka
  • Primark
4) Продуктовый якорь. Да, для торгового центра, открытого 24 года назад, он по-прежнему актуален, стабильно генерит трафик и следит за своим ассортиментом. Кстати, проблемы в некоторых ТЦ часто начинаются именно с якорного арендатора, а уже потом распространяются на торговые галереи.

А дальше я хочу обратить ваше внимание на 2 момента. Первый- как УК относится к посетителям торгового центра, которые хотят присесть и отдохнуть. И второй момент касается создания точек притяжения для родителей с детьми.

У нас похожей стратегии придерживается компания МЕГА- посетителям в ТЦ должно быть комфортно, уютно и интересно.
5) Удобное кресло, большая лампа, выделенный цветом прямоугольник напольного покрытия создают островок спокойствия и безопасности. Мужчина с телефоном практически лежит. Ему удобно, комфортно и его жена может потратить с ребенком столько времени на покупки, сколько необходимо.
6) Вот еще одна зона отдыха, но уже с включенной лампой.

Второй момент- это создание в коридоре детской зоны. Для торговых центров, которые ориентированы на ЦА родителей с детьми это уже необходимость.
7) Яркие, необычные и притягательные для детей игровые площадки- большая редкость в наших ТЦ. В качестве аргументов почему их не надо делать, владельца часто приводят два возражения:

Первое: ТЦ это не Диснейленд, здесь люди пришли на шоппинг. На это я обычно отвечаю- тогда уберите букву Р из аббревиатуры ТРЦ и не называйтесь торгово-развлекательный центр.

Со вторым возражением тяжелее, т.к. оно касается понятия дохода. «Это сколько здесь можно было островной торговли разместить и получить дополнительного арендного дохода!» На этот аргумент я замечаю, что «полностью с вами согласен, но опыт девелопера, в управлении которого находится 1,57 млн. квадратных метров активов в Европе, говорит о том, что доход — это величина, которую нужно считать не мгновенно, а в течение жизненного срока эксплуатации объекта». Этому ТРЦ уже 24 года и он до сих пор не потерял своей актуальности.
8) Это обычная горка, каких миллионы во всем мире. Просто к ней приложил руку профессиональный дизайнер.
9) Интересно, безопасно и весело.
10) Для детей постарше планшет встроили в красное дерево. 21 век на дворе все-таки. К аттракциону выстроилась очередь. Так детей приучают стоять в очередях за чем-то ценным. Шутка. )))
11) Труба с этажа на этаж- вообще хит любой детской площадки.
12) Центральный атриум. Здесь проводятся показы мод, выставки, шоу-программы. Почему бы не разместить здесь еще одно кафе, например? Очень просто- кафе и ресторанчиков здесь хватает. И если концепцией предусмотрено размещение в этом месте свободной зоны, то просто так отдавать ее под коммерцию никто не позволит.
13) Напомню, что ТРЦ назван в честь мореплавателя Колумба, поэтому везде морская тематика- розы ветров, континенты, рыбы и т.д.
14) Навигация в ТЦ не обязательно должна быть стандартной. Она может быть яркой и нескучной.
15) Еще один атриум- карта мира времен Колумба. Место, где можно присесть отдохнуть или сфотографироваться.

Идем дальше. Поднимаемся на верхний уровень ТРЦ.
16) Выход на крышу. Как вы думаете, что вас там ждет?
17) Фонтан на крыше? Почему бы и нет. Правда в тот день он был выключен. Я понимаю, что в наших климатических условиях эксплуатируемая кровля такого формата- малореализуемый и недешевый вариант. А от вида фонтана на крыше у некоторых инженеров может на лице появиться скептическая улыбка. Они уже представляют эксплуатацию всего этого хозяйства в зимнее время и бесконечные протечки, протечки, протечки. Да, это все дополнительная и весьма серьезная нагрузка на УК ТЦ, но что не сделаешь ради привлечения внимания жителей и туристов.

Спускаемся на первый этаж. Хватит любоваться на чудо инженерной и маркетинговой мысли. Пусть и из прошлого века.
18) В следующий раз, когда в ваш ТЦ придет на переговоры очередной арендатор с концепцией кафе- покажите ему эту фотографию. Вот так должны продаваться вкусняшки в торговом центре. Мне повезло, не успел я сделать этот снимок, как….
19) Через несколько секунд за ними выстроилась очередь.
20) Островная торговля. Обратите внимание на то, что все киоски сделаны в едином стиле.
21) Ассортимент товаров импульсного спроса везде, примерно, одинаковый- футболки, очки, аксессуары для телефонов, косметика, игрушки и прочее.
22) Чехол на остров. Может арендатор не заплатил вовремя. А может быть временные проблемы с товаром или продавцом. Или просто вакантное место. Чтобы эта темная фигура не диссонировала с окружающей обстановкой ее можно было сделать с логотипом ТЦ или добавить парочку надписей или хэштегов.
23) Когда я стал спускаться по эскалатору вниз, чтобы выйти из ТРЦ и сделать парочку фото фасада, я почувствовал в воздухе сладковатый запах дыма. Присмотревшись внимательно, я увидел что прямо перед входом что-то жарят.
24) Дым затягивало в открытые двери торгового центра, но, похоже, никого это особенно не волновало.
25) На тележке жарили каштаны. Прямо перед входом. Кто-то останавливался и покупал себе пакетик. Большинство пешеходов проходило мимо. Сейчас сюда спустится охрана и прогонит нерадивых торговцев- подумал я. Они стоят в нескольких метрах от входа, мешают посетителям, да и про пожарную безопасность, похоже не слышали. Но никто не пришел и не прогнал их. Ни через 5 минут, ни через 10. А в ТЦ все также затягивало каштановый дымок. Вот это толерантность — подумал я. А может быть они просто не сталкивались с нашими противопожарными нормами?
В заключение несколько интересных цифр и фактов об этом ТРЦ.

Они, на мой взгляд, дополнят картину и позволят лучше оценить проект с точки зрения его эффективности и инвестиционной привлекательности.

380 000 000 Евро
объем инвестиций в строительство ТРЦ (в ценах 1997 г.)
25 млн. посетителей в год такой трафик генерит объект. Для ТЦ, который построен 24 года назад это очень хороший показатель.
2-3% уровень вакансий и в кризисные времена этот показатель не поднимался выше требуемых значений. Сегодня в ТРЦ нет вакантных площадей. И есть лист ожидания.
12,3% средний Effort Rate* по ТЦ.

*Доля в товарообороте арендатора, приходящаяся на аренду, или «арендная нагрузка» (Считается как Арендная плата+ расходы на управление+ маркетинговый взнос/деленные на розничные продажи (Т.О.) арендатора)- прим. Авт.

770 200 человек проживает в зоне охвата ТЦ.
99 минут среднее время пребывания посетителя в ТРЦ.
493 700 000 евро составил оборот арендаторов в 2018 году.
65% лояльных покупателей приходят в ТРЦ несколько раз в месяц.
20 человек находится в штате УК. Они отвечают за маркетинг, эксплуатацию, краткосрочную аренду и административную работу с арендаторами. Услуги по клинингу, охране, обслуживанию систем и видеомониторингу, подсчету потоков и садоводству оказывают сотрудники компаний-подрядчиков.
Сеньор Педро Гомес Управляющий ТРЦ, который уже 24 года является бессменным капитаном этого огромного корабля.


Приглашаем вас на уникальном онлайн-курс: «Управляющий коммерческой недвижимостью и ритейлом», автором и ведущим, которого, является Антон Реутов. Учащиеся последовательно изучают 13 модулей, каждый из которых, заканчивается домашним заданием. Каждое выполненное домашнее задание проверяет Антон Реутов и предоставляет обратную связь + личные консультации, на которых вы получите рекомендации и советы от эксперта с 23-х летним опытом работы на рынке коммерческой недвижимости. Найдёте точки роста в своем бизнесе, новые идеи и партнёров.

Действуйте!
Программа и регистрация на курс:





АНТОН РЕУТОВ

  • Более 23 лет опыта в сфере управления коммерческой недвижимостью, в т.ч в международных компаниях (Knight Frank, Санкт-Петербург).
  • Привлек западного инвестора в проект $ 130 000 000 (проект реализован и успешно функционирует).
  • Создал с нуля бизнес-подразделение в западной компании (Knight Frank, СПб).
  • Провел более 200 семинаров и тренингов по коммерческой недвижимости (в Русской Школе Управления и ЦНТИ «Прогресс»).
  • Организовал и провел несколько десятков авторских семинаров для владельцев и управляющих торговой недвижимостью (из 72 городов России и СНГ).
  • Проводил корпоративные обучающие семинары и тренинги для ведущих компаний Санкт-Петербурга и России: «Почта России», «Газпром», КЦ «Питер», ФАУГИ «Росимущество», Nordgold, SRV, ОАО «Сургутнефтегаз».
  • Разработал собственную методику аудита объекта коммерческой недвижимости (провел более 50 аудитов объектов, суммарная площадь составляет более 2 000 000 кв. метров).

Любое использование материалов с данного сайта возможно только после согласования с Real Estate & Retail Academy.
Дополнительная информация:
+375 29 306-88-02, +375 17 356-08-16,
Беларусь, 220079, г. Минск-79,
а/я 255
info@maplare.by